Большинство пользователей прежде чем совершить покупку изучают в поисковых системах отзывы о заинтересовавших их товарах и услугах. Но найти настоящие отзывы реальных покупателей порой бывает не просто. Интернет переполнен фейковыми отзывами, которые были написаны либо самими производителями и продавцами, либо копирайтерами за отдельную плату, либо недобросовестными конкурентами, либо покупателями, заинтересованными в скидках на следующую покупку.
Зачем нужны покупные отзывы
В целом, фейковые отзывы — это негативное явление. Большинство из них (конечно, не все) обманывают и вводят потребителей в заблуждение и отнимают драгоценное жизненное время на чтение бесполезной информации, которое можно было бы потратить на ознакомление с реальными отзывами.
Но не всё так однозначно. Иногда подставные, фейковые отзывы, написанные сами о себе, могут быть полезными. Мы живём в переизбытке товаров и услуг, порой не замечаем интересные и выдающиеся продукты, потому что слишком много всего вокруг. Если у новинки нет отзывов и рейтинга, то потребители будут её игнорировать до тех пор, пока они не появятся. Немногие из них хотят быть первооткрывателями, пробующими новый товар или услугу. В этом случае могут помочь фейковые отзывы, написанные производителями товаров и услуг.
Перечисление основных преимуществ новых товаров и услуг в таком отзыве может привлечь внимание тех, кому они по-настоящему нужны, но кто не решался их купить из-за отсутствия рекомендаций других пользователей.
Подобная тактика самопродвижения новинок использовалась в самых разных сферах задолго до появления интернета. Многие известные писатели и музыканты сами писали рецензии на свои первые творения, или, прикидываясь рядовыми слушателями, обзванивали радиостанции с просьбой поставить их песню, чтобы привлечь внимание к своему творчеству. Как это делал барабанщик знаменитой американской группы The Doors Джон Денсмор после выхода первого альбома коллектива.
Все новые бренды жизненно нуждаются в отзывах и комментариях, и порой, чтобы спровоцировать их появление, и обратить на себя внимание массовой аудитории, можно и самим написать о своей продукции на публичных площадках. Пожалуй, это единственная ситуация, в которой может быть оправдано появление подставных, фейковых отзывов.
Где найти настоящие и фейковые отзывы
Больше всего фейковых отзывов размещается на сайтах компаний. Как правило, их пишут сотрудники этих организаций (порой этим грешат даже очень крупные интернет-ресурсы национального масштаба). Самые популярные внешние площадки для размещения любых отзывов (в том числе, фейковых) — это Яндекс Маркет, Otzovik, Irecommend, ZOON, Flamp, otsovik.com и т.д.
Также фейковые отзывы встречаются на маркетплейсах (Wildberries, Ozon и т.д.), в картах Google и Яндекс, на досках объявлений («Авито» и т.д.), в соцсетях, мессенджерах, на видеохостингах, на специализированных сайтах интернет-магазинов («Эльдорадо», «Ситилинк» и т.д.,) на сервисах для путешественников (TripAdvisor, Booking и т.д.), на тематических и городских форумах, на сервисе поиска попутчиков BlaBlaCar и на многих других ресурсах с высокой посещаемостью.
Определить на сто процентов фейковость отзыва практически невозможно, но есть некоторые критерии, позволяющие определить, что, скорее всего, подобный пользовательский контент был создан намеренно с какой-либо целью.
Как же рядовому интернет-пользователю понять, что отзывы фейковые?
Существует целая индустрия фейкового контента (ресурсы, где можно купить фейковые отзывы, легко находятся в поисковых системах). Над созданием фейков трудятся тысячи копирайтеров, За большинство фейковых отзывов платят совсем немного, поэтому разоблачить их довольно просто. Есть и копирайтеры, создающие за более серьёзные гонорары отзывы для размещения на площадках со сложной модерацией.
Определить их фейковость уже не так просто. Но, чаще всего, обычные копирайтерские отзывы отличает преобладание превосходных степеней, общих фраз и отсутствие конкретных фактов и нюансов покупки (поскольку их авторы не покупали того, о чём пишут).
Нужно обратить внимание и на объём текста. Все большие позитивные отзывы по сути своей должны вызывать подозрение. С негативными отзывами всё понятно. Неудовлетворение от качества товаров и услуг вызывает сильные эмоции и желание написать огромный разоблачающий текст. Но когда покупатель доволен, вряд ли он будет тратить час своей жизни на то, чтобы сочинить хвалебный трактат товарам или услугам, которыми он воспользовался. В лучшем случае, он напишет пару-тройку фраз о том, чем ему понравилась покупка. Поэтому огромные восхищённые отзывы, чаще всего, являются фейковыми, хотя, конечно, встречаются исключения.
Фейковые отзывы с ключевыми словами и намеренными ошибками
Неоднократное упоминание в тексте названия компании и особенно ключевых слов в неестественной форме, типа, «шиномонтаж, Москва» указывают на то, что, скорее всего, перед вами оплаченный копирайтерский SEO-оптимизированный отзыв. Сложные речевые обороты и исключительная грамотность с правильно расставленными запятыми тоже должны вызывать подозрение, «нормальные» люди так не пишут.
Обратите также внимание на кавычки, если это ёлочки «», то скорее всего, текст был написан заранее и вставлен из Word, поскольку на большинстве интернет-ресурсов при написании отзывов используются другие типы кавычек (как правило, это кавычки-лапки).
Продвинутые заказчики фейковых отзывов прекрасно понимают, что обычные люди не могут писать, как профессиональные копирайтеры, поэтому советуют авторам подобного контента намеренно включать в текст грамматические и орфографические ошибки, а также сленговые выражения. Кроме того, иногда они допускают упоминание в отзывах и некоторых несущественных недостатков продвигаемых товаров и услуг, которые можно легко устранить, чтобы они казались более естественными.
Хорошо оплачиваемые отзывы, написанные профессиональными копирайтерами, действительно, выглядят гораздо более правдоподобно, чем те, за которые платят копейки (и порой определить их недостоверность очень сложно). Именно такие завуалированные фейковые отзывы создаются для сайтов-отзовиков Otzovik и Irecommend, где весь контент проходит очень сложную модерацию. Для того чтобы обмануть модераторов этих ресурсов, написать и опубликовать фейковый отзыв, нужно очень большое мастерство.
Польза фейковых отзывов
Не так уж и важно, фейковый вы отзыв читаете или нет для того, чтобы принять решение о покупке. Гораздо важнее, какую пользу вы можете извлечь из этого отзыва. Реальные отзывы тоже могут быть бесполезными, а фейковые — полезными, если они написаны с указанием реальных преимуществ новых товаров и услуг, о которых могут не знать рядовые пользователи. Но, конечно, большинство фейковых отзывов не несут никакой пользы, кроме того, что решают вопрос занятости населения и позволяют заработать или подработать их авторам.
Источник: «Всем!ру» – wsem.ru, https://wsem.ru/publications/pokupnie_otzivi_636/